Задания для работы в аудитории

Семинарские и практические занятия

Занятие 1. Возникновение и развитие антропологии как науки.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте историю понятия «антропология».

2. Определите ведущих ученых, занимающихся вопросами антропологии.

3. Обоснуйте необходимость изучения антропологии.

4. Определите объект, предмет, задачи антропологии.

Вопросы для размышлений и дискуссий

1. Антропологи полагают, что нужно изучать всех людей, живущих или живших когда-то, чтобы понять, что означает быть человеком. Какие есть другие позиции по вопросу о сущности человека? В чем их сильные и слабые стороны?

2. Если верно, что антропология "заполняет разрыв между гуманитарными, социальными и естественными науками", то в чем причина такого разрыва?

3. Какое значение имеет то, что в последние годы усилил позиции глобальный подход в антропологических исследованиях? Почему антропология стала интенсивно изучать современные индустриальные/постиндустриальные общества, а не только технологически менее сложные общества?

4. Какова связь между различными сферами антропологического знания?

5. Как холизм, свойственный антропологии, отличает ее от других дисциплин, изучающих человечество?

6. Вспомните о ситуациях, когда проявился Ваш этноцентризм. Какие черты культуры или опыта общественной жизни Вы осуждаете? Могли бы Вы теперь проявить большую толерантность?

7. Чем можно объяснить огромную важность прикладных антропологических исследований для жизни в XXI веке?

8. Чем антропология отличается от других наук о человеке, культуре и обществе?

Задания для работы в аудитории

1. Разделиться на две группы и просмотреть журналы…… и/или местную прессу. Найти материал для трех исследовательских проектов на различные антропологические темы. Студенты должны определить, что было бы интересно изучать с точки зрения лингвистической антропологии, археологии, социокультурной антропологии и т.п.

2. Считается, что антропология призвана изучать все аспекты человеческой жизни во все периоды времени, во всех частях мира. Приведите примеры того, как изменилась общественная жизнь со времён юности Ваших бабушек и дедушек (с 1920-х и далее). Используйте эти примеры для дискуссии о том, насколько важны сравнительные исследования во времени для понимания нашей культуры.

3. Сравните исследования культурных изменений во времени с исследованиями культурных различий в зависимости от общества? Хорошие дискуссии могут стимулировать такие темы, например, как изменения в системе питания, музыке, одежде.

Задание для работы в Интернете

1. Используя любую систему поиска, найдите сайты российских научных и образовательных учреждений, связанных c антропологией. Составьте список вузов, которые готовят специалистов по антропологии.



2. Зайдите на сайт Института этнографии и антропологии РАН и соберите материал об

основных направлениях/темах в антропологических исследованиях сегодня.

3. Основной профессиональной организацией антропологов в США (и самой большой в мире) является Американская антропологическая ассоциация (ААА). Если Вам интересно узнать, что такое современная антропология, посетите сайт ААА: http:/www.aaanet.org

Найдите секцию "About AAA", затем - "What is anthropology?" и ответьте на следующие

вопросы: 1)каковы основные подразделы в антропологии? 2) что означает термин "сравнительный метод"? 3) что означает выражение "Language - hallmark of the human species"?

4. Если Вы никогда не бывали в виртуальных музеях, воспользуйтесь возможностью посетить некоторые из них, посвященные антропологии и развитию цивилизации. Напишите

краткие отчеты о своих находках:

- Канадский музей цивилизации: http://www.civilization.ca/members/lobby.html

- Музей университета Манкато: http://www.anthro.mankato.msus.edu/

- Доступ к другим музеям: http://www.lib.uconn.edu/ArchNet/Museums/

5. Антропология по своему характеру междисциплинарная дисциплина. Исследователи

используют самые разные средства и техники, чтобы узнать о взаимодействии людей и окружающей среды. Найдите материал об исследовании, в котором использовались роботы. Как используются новейшие технологии в антропологии? http://www.usc.edu/dept/raiders/story/fmi.html Что вы думаете об использовании таких технологий?

Список литературы:

1. Антропология: учеб. пособие / И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко ; ред. Е. А. Сигида. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

2. Добренков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник. – М.:ИНФА-М.,2009.- 688 с.

3. Минюшев Ф.И.Социальная антропология. – М., 2004. – 288с.

4. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. – М., 2003.- 256с.

5. Столяренко В. Е., Столяренко Л. Д. Антропология - системная наука о человеке. Ростов н/Д: Феникс,2004.-384с.

6. Харитонов В. М., А. П.Ожигова, Е. З. Година. Антропология: Учебник. М.: ВЛАДОС, 2003.-272 с.


5667584325372070.html
5667628817540004.html
    PR.RU™