Место прогнозирования в системе государственного

Введение

Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признаками социального государства являются не только декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т. д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.

Обобщающим показателем развития социальной сферы служат повышение уровня жизни, рост денежных доходов населения при сокращении разрыва в доходах между богатыми и малообеспеченными, что особенно важно для экономики, так как способствует расширению внутреннего спроса, производству продукции отечественных предприятий.

Согласно определению Международной организации труда, социальное обеспечение включает:

• стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

• предотвращение социальных рисков и компенсацию доходов с помощью механизмов социального страхования;

• предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не

являющимися участниками системы страхования;

• обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.

Для трудоспособного населения важны экономические условия, позволяющие гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; это эффективная занятость, баланс спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, регулирование миграционных процессов.

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации в рыночных условиях. Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, направленный на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом. Успехи и неудачи предприятия — это, в первую очередь, успехи и неудачи менеджмента. А если исходить из утверждения, что предприятие — это прежде всего люди, то менеджмент — это организация деятельности работников.



Ваш профиль на это и нацелен: управление человеческими ресурсами.

1. Характеристика учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Государственное управление социальными и экономическими процессами» является компонентом в подготовке студентов по направлению «Менеджмент».

Цель освоения дисциплины:

приобретение система­ти­зи­ро­ван­ных знаний о сущности и особенностях стратегии экономической политики государства, являющейся основным инструментарием решения стратегических задач государства в современных условиях, развития национальной, зональной и мировой экономической интеграции;

Задачи учебной дисциплины:

· усвоение необходи­мой методологической базы для оценки сложившихся тенденций экономического и социального развития регионов России, других стран СНГ, Восточной и Западной Европы, Ближнего и Дальнего Востока, ЕС, США, АТЭС и др.;

· обучение методам выявления возможных стратегий государств и их региональной интеграции на основе ана­лиза нормативных документов международных и государственных организаций, а также программ ведущих партий и движений в области экономической и социальной политики;

· формирование знаний и навыков в области раз­работки антикризисных экономических программ и пред­ложений по корректировке текущей экономической политики государства, организации управления эконо­микой и финансами с учетом стратегических интересов государства в развитии зональной и мировой интеграции;

· уяснение картины единства всех экономических, со­циальных и финансовых процессов в государстве на базе систем национального счетоводства (СНС);

· формирование представления о целостной картине единства всех экономических, социальных и финансовых процессов в государстве на базе систем националь­ного счетоводства (СНС);

· приобретение знаний для профессиональных заключе­ний по состоянию бухгалтерского учета, организации банковского дела и финансового менеджмента для целей улучшения качества СНС;

· обучение творческому применению СНС и ее интегри­рующего раздела – динамического межсекционного баланса – для целей стратегического планирования экономики в зависимости от выбранной стратегии развития.

В результате изучения дисциплины студенты должны освоить теоретические знания и практические навыки ведения эффективной профессиональной аналитической и практической деятельности по управлению социальными и экономическими процессами при разработке и реализации управленческих решений в контексте актуальной хозяйственной ситуации, формировать новую научную, методическую и организационную базу управления основной деятельностью организации.

Для этого в дисциплине рассматриваются основные направления социальной политики, а также современная система работы по управлению социальными процессами.

Курс «Государственное управление социальными и экономическими процессами» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Менедж­мент» (дисциплина по выбору) и преподается студентам в 6-м семест­ре в объеме 4 зачетных единиц (144 часа). Предметом учебной дисциплины «Государственное управление социальными и экономическими процессами» являются основы социального развития, социальной и экономической политики и управление отраслями социальной и экономической сферы.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных дисциплин: «Теория менеджмента», «Методы принятия управленческих решений», «Управление качеством», «Финансовый менеджмент», «Управление проектами» и др.

Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты изучают концептуальные основы социального развития государства, основные направления социальной и экономической политики государства и управление отраслями социальной сферы.

В курсе рассматриваются концепции социального и экономического развития, эффективность управления в социальной сфере, государственное регулирование доходов населения, молодежная политика, регулирование труда и занятости, социальная поддержка населения,система подготовки кадров и реформирование сферы образования, управление в сфере здравоохранения, проблемы реформирования ЖКХ, государственная политика в сфере культуры.

Практические занятия по дисциплине ориентированы на применение современных образовательных технологий, включающих бизнес-кейсы, позволяющие погрузить студентов в реальную проблемную ситуацию, являющуюся типичной для менеджера и их визуализацию. Применение учебных видеокейсов позволяет повысить у студентов эмоциональную увлеченность в процесс обучения, повысить групповую динамику, вырабатывать практические навыки непосредственно в учебной аудитории.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):

Наименование компетенции Код компетенции
Способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления ПК-27
Понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования ПК-28

По завершении изучения дисциплины студент должен

знать:

· основные особенности вмешательства государ­ства в экономические процессы воспроизводства, рассматриваемые ведущими школами экономической науки;

· основные направления и инструменты реализации экономического аспекта социальной, инновационной, инвестиционной, региональной, производственной политики государства;

уметь:

· выявлять проблемы осуществления экономи­ческой политики государства на разных уровнях национальной экономики и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-эконо­мических последствий;

владеть:

· современными методами анализа и пред­видения возможных результатов воздействия государства на условия и факторы динамики экономических явлений и процессов.

Регулирования экономики

Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономического развития, программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей рационального руководства экономическим развитием насущно необходима разработка индикативного плана.

Прогнозирование есть составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и определить направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства.

Разработка экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.

Объекты прогнозирования и виды прогнозов.

В состав разрабатываемых прогнозных документов входят:

А. Частные прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни, таких как:

- демографическая ситуация в стране,

- состояние природной среды, включая такие сферы как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы,

- состояние научно технических достижений и их внедрения в производство,

- величина и динамика спроса населения на товары и услуги,

- прогнозы основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций,

- прогнозы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

Б. Комплексный экономический прогноз, отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования. К комплексным прогнозам можно также отнести прогнозы регионов страны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов. Еще одним видом комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.

Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:

Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики.

Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.

Введение

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика

Социальная политика – это сфера практического осуществления важней-шей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждомучлену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект. Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Системы государственной социальной политики в каждой стране склады-вались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей. Развитие системы социального обеспечения на европейском континентеможно рассмотреть на примере шведской модели экономики. Данная модельсоциальной защиты и поддержки населения вплоть до наших дней базируется на теории «государства всеобщего благосостояния». В ее основе лежит концепция «естественных прав» человека и отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планирования, финансирования и проведение в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местными органами самоуправления и, наконец, большой охват населения различными социальными услугами. «Государство всеобщего благосостояния» по определению формируетразвитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг. Конечно же, модели такого государства в каждой стране свои и отличаются как способом, так и результатом решения проблем достижения всеобщего благоденствия. Основные постулаты шведской модели – это примерно одинаковые возможности для реализации жизненных планов, обеспечения достойного уровня жизни, стремление к нарастанию социального равенства и справедливости. Основанная на принципах солидарности она разительно отличается отиных моделей, особенно американской, базирующейся на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли продвижения в общественно-политической жизни страны. Американская модель – это либеральная, рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. В ее основу была положена ориентация американцев на успех, на личнуюответственность за свое благополучие и благополучие семьи. Американскаясистема социальной поддержки имеет два четко выраженных направления: систему социального страхования и систему социальной помощи. Системой социального страхования в основном пользуются средние и высшие слои общества. Эта система ограждает экономически занятое население от основных социально-экономических рисков: старость, инвалидность, потеря кормильца, безработица и т. д. Наряду с деятельностью государства значительную роль в системе социального обеспечения играет общественная и частная благотворительность. Таким образом, американская модель социальной политики строится напринципах самообеспечения, достижении личного успеха, а не на развитии иждивенчества и расчета на помощь государства. Здесь, как нельзя кстати, популярна в настоящее время древняя народнаямудрость: чтобы человек был сыт один день, подари ему рыбу, а чтобы он был сыт всю жизнь, дай ему удочку. Первая часть этой мудрости в широком смысле отражает принцип действия шведского подхода к социальной поддержке населения, в то время как система социальной защиты США «дает» удочку и учит социально незащищенные слои населения «удить рыбу» самостоятельно. Что касается России, то с началом реформ в нашей стране усилился интерес именно к шведской модели экономики. Собственно, это вполне объяснимо: шведы действительно сумели гармонизировать социальные отношения, найдя в целом приемлемые подходы к решению серьезных проблем, связанных с дифференциацией оплаты труда, равноправием независимо от пола и возраста, адекватным пенсионным обеспечением и социальным страхованием. Именно в Швеции возникли и получили развитие «политика полной занятости» и «солидарная система зарплат». Однако возможности нашего государства в настоящий момент таковы, что предназначение социальной политики – не столько проведение в жизнь принципа социальной справедливости и ценностей доминирующей культуры, сколько обеспечение социального мира и социальной стабильности. Сложная, громоздкая иерархическая структура социальной политики государства, противоречивость законодательства, в том числе социального, хроническое недофинансирование федеральных и региональных законов и программ усугубляют существующие социальные проблемы. На современном этапе социальная защита и поддержка населения является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан. Социальная поддержка – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. К субъектам социальной поддержки относятся: государство, профсоюзы,союзы и ассоциации работодателей, различные общества и объединения, организации третьего сектора, а также наиболее активные и организованные личности. Среди субъектов социальной поддержки главная роль принадлежит государству, так как именно государство определяет законодательные основы деятельности других субъектов социальной защиты. Оно же обладает самым большим ресурсным потенциалом для оказания социальных услуг конкретному социуму. Однако в связи с развитием рыночных отношений большое значение уделяется и другим субъектам социальной защиты, так как, предлагая различные формы и способы социальной защиты, они способствуют развитию конкуренции на рынке социальных услуг. К объектам социальной защиты относятся: • во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересовпотребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития; • во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т. д.; • в-третьих, объектом социальной защиты являются социально- уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, безработные, а также женщины. Можно уверен- но говорить о зависимости качества системы социальной защиты от определенных характеристик социума, в котором она развивается как неотъемлемая ее часть. Таким образом, социальная поддержка ориентирована в своих функцияхна всех членов общества, но реальные ее проявления по отношению к различным группам населения не одинаковы. Трудоспособным и здоровым гражданам социальная поддержка призвана обеспечить равные возможности включения в систему трудовых отношений, экономическую свободу и свободу предпринимательства в условиях рыночных отношений. Всем нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (дети, учащиеся, многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры) социальная поддержка должна гарантировать установленные законом преимущества и льготы, прямую социальную поддержку, снижение налогов. Эти меры призваны обеспечить минимально необходимые условия и предпосылки жизнедеятельности тем социальным субъектам, которые в силу различных причин, лишены возможности реализовать свой трудовой потенциал. Социальная поддержка населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальныйдоход, социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. В узком смысле, социальная защита – это система государственной социальной поддержки социально-уязвимых слоев и групп населения. Исходя из общепринятых характеристик системного подхода, можно от-метить специфику системы социальной защиты: • особая целостность; • иерархическая сложность (подразумевает содержание федерального, регионального, муниципального уровней); • социальная, экономическая, политическая открытость (присущ обмен информацией, технологиями, финансовыми и хозяйственными потоками); • самоуправляемость (наличие нескольких уровней управления); • наличие индивидуальных характеристик и относительной независимости; • способность к перестройке уровней функционирования; • включенность в систему общемировых стандартов социальной защиты; • способность к внутренней и внешней оценке.Механизмы реализации политики социальной поддержки населения Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя: – социальное обеспечение; – социальное страхование; – социальную поддержку (помощь). Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: 1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации идругие выплаты); 2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Социальное обеспечение – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски). Социальное страхование – часть государственной системы социальнойзащиты населения, спецификой которой является страхование работающихграждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 видаобязательного государственного социального страхования: 1) пенсионное страхование; 2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности; 3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) медицинское страхование. Важнейшей составной частью социальной защиты населения являетсяинститут органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении. Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных фор-мах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы. В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи); семьи, потерявшие кормильца; матери воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; пенсионеры, получающие недостаточное пособие; студенты, живущие на стипендию; безработные; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей, правительства. Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана окончательным переходом к рыночным отношениям в обществе. Реализация стратегических целей, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Институты, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи и социальных сетей по повышению уровня и качества жизни населения, созданию в России общества равных возможностей. Для этого, в свою очередь, потребуется модернизация и развитие секторасоциальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей, помимо социальной защиты, функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе и социально уязвимых, категорий населения. Программы поддержки и социальной адаптации должны быть привязаны к этапам жизненного цикла семьи и гражданина, развиваться на принципах социального контракта, предполагающего взаимные обязательства реципиента и донора, и базироваться на принципах партнерства, раннего выявления и вмешательства в социально опасные и сложные жизненные ситуации, поддающиеся профилактике. Что касается непосредственно долгосрочной политики в области социальной поддержки населения, то она включает в себя следующие приоритетные направления: • улучшение социального климата в обществе, снижение бедности иуменьшение дифференциации населения по уровню доходов (основным фактором борьбы с бедностью должны стать высокие темпы экономического роста и, прежде всего, создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы, усиление социальной поддержки отдельных категорий граждан, повышение адресности пособий, внедрение системы социальных контрактов по предоставлению социальной помощи, повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов); • улучшение положения детей и поддержка семьи; • реабилитация и социальная интеграция инвалидов; • социальное обслуживание лиц старших возрастов; • развитие сектора негосударственных некоммерческих организацийв сфере оказания социальных услуг; • формирование эффективной системы социальной поддержки лиц,находящихся в сложной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений; • развитие молодежной политики как самостоятельное направлениеразвития институтов поддержки и социальной адаптации населения.

Регулирование инвестиций

Введение

Инвести́ции — вложения капитала с целью получения прибыли.

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. С позиции монетарной теории денег, средства можно направить на потребление или сбережение. Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки для кризисов. Инвестирование же вовлекает сбережения в оборот. Оно может происходить напрямую или косвенно (размещение временно свободных средств на депозит в банк, который уже сам инвестирует).

По срокам вложения

· краткосрочные (до одного года);

· среднесрочные (1-3 года);

· долгосрочные (свыше 3-5 лет).

По способу учёта средств

· валовые инвестиции — общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей;

· чистые инвестиции — вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений.

Государство как инвестор

Многие известные экономисты осуждают практику государственных инвестиций в связи с угрозой неэффективного размещения средств. Наиболее последовательны в этом направлении представители Австрийской экономической школы, например, книги Людвига фон Мизеса «Социализм», «Бюрократия».

Инвестиция или спекуляция

Грань между инвестицией и спекуляцией размыта. Обычно критерием разграничения указывают фактор времени. Если операция длится более года — это инвестиция, и экономический эффект она даст через значительный срок после вложения. Если до года — это спекуляция. Например, «Современный экономический словарь» указывает:

Инвестиции — «долгосрочные вложения» государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода, в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.

В то же время, когда говорят о биржевой торговле, то говорят о привлечении, например, «портфельных инвесторов», которые чутко следят за ситуацией на рынке и могут с него уйти, не обращая внимания на длительность сделок.

По характеру заключаемых договоров, по характеру производимых действий, по целям, по юридическим последствиям биржевые инвестиции и спекуляции не отличаются.

Некоторыми экономистами предлагается инвестицией считать операцию, основанную на тщательном анализе фактов, перспектив, безопасности вложенных средств и достаточном доходе. Всё остальное признавалось спекуляцией.

Часто разграничение проводят по критерию организации нового бизнеса (реальная инвестиция, средства тратятся на покупку оборудования, сырья, обучение персонала) или участия в уже существующем бизнесе (спекуляция, средства тратятся на покупку корпоративных прав, ценных бумаг).

Иногда критерием разделения служит цель операции. Спекуляцией считают операцию, у которой целью является разница в цене (акции, пая, товара). Сделка может длиться долго, но доход формируется только один раз при продаже или погашении актива. Инвестицией считают операцию, целью которой является доход в форме процентов (дивидендов), начисляемых на приобретённый актив. Начисления носят систематический характер и время обращения купленного актива не ограничивается.

Привлечение инвестиций

Считается, что для привлечения инвестиций предприятие должно:

1. Иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее. Инвесторы хотят знать, что их вклады принесут в дальнейшем прибыль.

2. Иметь хорошую репутацию в обществе. Инвестируя в теневое предприятие, инвесторы рискуют остаться без прибыли, поэтому выбирают только те предприятия, которые вызывают доверие.

3. Вести открытую, то есть прозрачную деятельность. Для этого необходимы бухгалтерская отчётность и работа со СМИ.

4. Многое зависит от внутренней политики, проводимой в той стране, в которой находится предприятие. Для вкладов инвесторы выбирают наиболее стабильные страны.

Однако на практике эти условия необходимы для портфельных инвесторов. Инвестиции вполне могут привлекаться и без этих условий, но при уверенности инвестора в соблюдении своих прав на распоряжение капиталом и прибылью. Такую уверенность могут гарантировать не только законы и прозрачность учёта, но и личные связи, например, в правительстве или парламенте, получение права непосредственного контроля за ситуацией на предприятии через контрольный пакет акций и назначение подконтрольного директора или личное непосредственное руководство. Существенным фактором привлечения инвестиций является соотношение прибыли и риска. Часть инвесторов выбирают меньший риск и соглашаются на меньшую прибыль. Часть инвесторов выберут более высокую прибыльность вложений, несмотря на повышенные риски. Сырьевым компаниям вообще выбирать не приходится: идут туда где есть ресурс.

Кроме того, для привлечения инвестиций иногда создаются особые условия. Примером создания таких особых условий являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Например, в России созданы и действуют в настоящее время ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Тольятти» и другие.

Совокупность условий для инвестора иногда называют «инвестиционным климатом».

Риск и прибыль




5654272087767645.html
5654301872917900.html
    PR.RU™