Юридические конструкции. Правовые аксиомы. Правовые презумпции. Правовые фикции. Правовые символы.

Юридические конструкции — один из сложных приемов правотворческой техники.

— это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общ.отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой. Это умозрительные построения, выработанные юр.наукой на основе использования и организации тех или иных элементов прав или обязанностей. В правотв.технике они используются для облегчения исследования и анализа явлений права. любая юр.констр-я есть не что иное, как системно-структурное построение прав.материала на основе обобщений, присущих сходным ситуациям, действиям, поведению— она есть их модель (образец, стандарт).

Правовые аксиомы - самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это "простейшие юр.суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта соц.отношений и взаимодействия человека с окр.средой"

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много: 1.что не запрещено, то разрешено; 2.всякое сомнение толкуется в пользуобвиняемого; 3.люди рождаются свободными и равными в правах; 4.несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; 5.да будет выслушана 2ая сторона; 6.если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан.

Правовые презумпции - закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юр.фактов. ( предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств). В основе презумпции - повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. презумпции носят предположительный, прогностический характер. выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. Наиболее характерные презумпции: 1.знания закона (правознакомства); 2.невиновности; 3.справедливости закона; 4.ответственности родителей за вред, причиненный их несоверш.детьми; 5.никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам.

Правовая фикция - это несуществующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным. это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать опред.выводы. Примеры фикций: усыновление; признание гражданина безвестно отсутствующим, если он не дает о себе знать в теч.года; признание гражданина умершим при отсутствии о нем сведений в теч.5лет; снятие судимости.



Правовые символы. — это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юр.содержания. – это охраняемый государством условный образ, отличит.знак, которому субъект правотворчества придает особый политико-прав.смысл, не связанный с сущностью этого образования. Прав.символы – своеобраз.средства формализации юр.содержания. Прав.символ обязательно дб узнаваем, общеизвестен. бывают : статичные символы- предметные(флаги,гос.награды, дорожн.знаки, банкноты), изобразительные (штамп, печать, герб, тов.знак), письм.словесные символы (ознакомлен, возражений не имею, текс присяги, виза на документе),; динамичные символы- символы-действия (вручение наград, поднятие флага, отдание воин.чести), звук.символы(гимн, полиц.свисток, пож.сирена), устн.языковые (воинск.команды, согласие супругов).

21. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.

Законотворческий процесс представляет собой совокупность стадий от создания до принятия нормативных правовых актов. -процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона

В рф законодат. процесс включает в себя 4 основные стадии:

1. Законодательная инициатива -- право компетентных субъектов возбуждать перед законодат. инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона. инициатива: депутаты гос.думы, члены сов.федерации, совет федерации, президент, законод.органы субъектов рф, правительство, конст.суд, верх.суд. 1чтение-рассматр.концепция, 2чт-рассматр.порпавки, 3чт.-голосование,чт верн ко 2чт)

2. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Гос.Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отд.положений.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Гос.Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.



В случае отклонения фед.закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Гос.Думой.

При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2\3 от общего числа депутатов Гос.Думы.

Принятый фед.закон в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в 14дн срок (ст. 107 Конст.РФ). Если Президент в теч. указанного срока отклонит закон, то палаты Фед.Собрания вновь рассматривают его.

Если при повторном рассмотрении фед.закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем 2\3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос.Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение7 дней и обнародованию.

4. Обнародование закона. осуществляется путем офиц.опубликования в течение 7дней после их подписания Президентом РФ в«Российской газете» или«Собрании законодательства рф». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечение 10дней после их офиц.опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.


5650370507824750.html
5650429738390304.html
    PR.RU™