Второе занятие с Александрой

Второе занятие с Александрой арт-терапевт начала со знакомства с интересами девочки. В ходе беседы арт-терапевт несколько раз интересовалась, не хочет ли Александра порисовать, но девочка всякий раз уклонялась от изобразительной деятельности и предпочитала продолжать беседу. Узнав, что у девочки разносторонние интересы (она, например, начала посещать танцевальный кружок и кружок рисования и планировала посещать театральный кружок), арт-терапевт спросила, какую бы роль Александра мечтает сыграть в театральном кружке. Александра сказала, что хотела бы сыграть роль принцессы. Тогда арт-терапевт предложила девочке написать дома сценарий сказки, в которой принцесса была бы главной героиней, и проиллюстрировать их рисунками.

Третье занятие с Александрой

На третье занятие Александра принесла написанный ею сценарий. Иллюстрации к сказке создавались в ходе занятия. Главная героиня – принцесса, хозяйка семнадцати кошек – отправилась в путешествие, будучи двенадцатилетней девочкой. Она плыла по морю на корабле и каждый год останавливалась на острове и высаживала там двух кошек. Так продолжалось восемь лет, и на девятый год, когда у нее осталась одна кошка, она высадилась на острове вдвоем с кошкой. Гуляя по острову, они попали на конкурс красоты среди кошек. В конкурсе принимал также участие принц этого острова со своим котом, и их кошки заняли первое место. Принц и принцесса благодаря этому подружились и вскоре поженились.

Затем Александра создала серию рисунков, отражающую последовательность событий, происходивших на острове: участие в конкурсе красоты, вручение наград, свадьба. В процессе создания рисунков Александра проявляла большую аккуратность, тщательно прорисовывала детали. Использовала фломастеры и бумагу формата А3. Было видно, что она удовлетворена созданными ею рисунками, в чем сама девочка призналась в ходе их непродолжительного обсуждения. Из-за того, что девочка рисовала долго, времени на более развернутое обсуждение не оставалось.

Четвертое и пятое занятия с Александрой

На четвертом занятии арт-терапевт предложила Александре самой выбрать вид деятельности, и та предпочла поиграть в песочнице. Благодаря этому были выявлены потребности девочки в признании со стороны сверстников и включении в круг их общения (главный персонаж Александры завоевал доверие группы других ее персонажей благодаря оказанию им помощи в критической ситуации).

На пятом занятии Александра решила продолжить игру в песочнице. В этот день она была удручена болезнью матери и своей лучшей подруги и в ходе работы разыграла в песочнице ситуацию, где главный персонаж путем получения «волшебных драже» у мага исцелил двух других значимых для него персонажей.



Шестое и седьмое занятия

Эти занятия в основном были заполнены обсуждением чувств девочки, связанных с ее посещением арт-терапевтических занятий и общением с разными людьми. На шестом занятии девочка явно затруднялась в описании своих чувств, постоянно требовалась стимуляция и приведение арт-терапевтом различных примеров из жизни, когда люди могут испытывать те или иные чувства. Для того, чтобы помочь девочке выразить свои представления о чувствах, арт-терапевт предложила ей воспользоваться изобразительными средствами. Поскольку, начав рисовать, Александра не успела завершить серию рисунков по этой теме, ей было предложено закончить на следующем занятии.

На седьмом занятии Александра закончила создавать серию из десяти рисунков, иллюстрирующих чувства, после чего состоялось их обсуждение. Создание рисунков помогло девочке осознать условия и механизмы возникновения и проявления различных чувств. Также в ходе седьмого занятия Александра создала рисунок, отражающий те чувства и состояния (связанные с тревожно-фобическим синдромом), которые послужили причиной обращения к арт-терапевту. На этом рисунке, выполненном простым карандашом, со слабым нажимом, была изображена фигура девочки в центре. Вокруг нее, словно крылья мельницы, располагались вращающиеся фигуры мальчиков и девочек. Комментируя рисунок, Александра сказала, что во время приступов тревоги контуры окружающих предметов становятся размытыми, и это ее еще больше пугает. Арт-терапевт спросила Александру, как та справляется с «приступами». Дальнейшая беседа включала разъяснение арт-терапевтом возможных приемов саморегуляции, которые могут быть освоены девочкой для регулярного применения, в том числе, тех из них, которые основаны на активном фантазировании, релаксации и самовнушении.

В ходе этого занятия девочка была приглашена для продолжения занятий в арт-терапевтической группе. Девочка и ее мать были заранее информированы о целесообразности продолжения участия Александры в группе. Еще на начальных этапах работы мать высказывала свою заинтересованность в этом, девочка же подтверждала свое желание включиться в арт-терапевтическую группу, так как испытывает «проблемы в общении» и хотела бы научиться быть более активной в контактах с людьми и «владеть своими чувствами». Арт-терапевт информировала девочку о периодичности, продолжительности и примерном содержании групповых занятий.



Индивидуальные занятия с Валерием

На первом занятии была проведена беседа, выявлен круг интересов, увлечений Валерия, общая психологическая обстановка в семье и школе. На последующих занятиях Валерий создавал рисунки. Поначалу рисунки создавались на предлагаемые арт-терапевтом темы («Изображение себя в момент ощущения боли в сердце и в здоровом состоянии», «Рисунок семьи») с целью уточнения состояния и системы отношений ребенка. Затем Валерий сам выбирал темы.

Рисунок был выполнен на двух сторонах листа, хотя бумаги было достаточно: на одной стороне Валерий изобразил себя, когда он испытывает неприятные ощущения в сердце, на другой стороне он изобразил себя улыбающимся, в состоянии физического благополучия. Оба образа создавались бардовым карандашом, с очень слабым нажимом. Использование всего одного листа для двух образов и карандаша одного цвета было истолковано арт-терапевтом как проявление склонности Валерия к самоограничениям, возможно, обусловленной чрезмерным родительским контролем и запретами. В то же время, расположение обоих образов на двух сторонах одного листа позволило выявить хорошую переключаемость мальчика и его способность актуализировать образ здоровья.

В качестве примера рисунка, выполненного Валерием на свободную тему, можно привести рисунок с изображением акулы. Валерий сказал, что ему нравится эта «хищная рыба», и что он увлекается дома рисованием на тему подводного мира. Видя, что мальчик доволен рисунком, арт-терапевт предложила дополнить рисунок написанием истории. На это предложение Валерий охотно откликнулся, написав историю о том, как акула «всех пожирает». Арт-терапевт для себя отметила, что рисунок и история могут символически отражать связанное с переживанием Валерием внутреннего конфликта с родителями чувство гнева.

Она продемонстрировала свою готовность к принятию и пониманию чувств мальчика, отметив, что акула это сильное, смелое и независимое животное, хотя ее считают опасным хищником.

Рисунок и историю Валерий по своей инициативе забрал домой. На одной из последующих встреч с арт-терапевтом мать Валерия сказала, что рисунок и история про акулу ее неприятно удивили. На это арт-терапевт сказала, что образ акулы может отражать потребность Валерия в отреагировании отрицательных чувств и снятии эмоционального напряжения.

Серия последующих рисунков была связана с положительной, приятной для Валерия тематикой: он создал несколько рисунков с видами моря и города Севастополя, где живет его бабушка, и где он с удовольствием проводит летние каникулы. Валерий также дважды играл в песочнице, создавая композиции, которые арт-терапевт интерпретировала как отражение потребности Валерия в реализации своих интересов и увлечений и достижении большей независимости от родителей (так, в одной из песочных композиций, четкой границей гор разделив мир динозавров и мир млекопитающих; он сказал, что, хотя млекопитающие и динозавры не конфликтуют друг с другом, они независимы друг от друга).

Несмотря на активную работу с арт-терапевтом, состояние Валерия оставалось неустойчивым: периодически возобновлялись неприятные ощущения в сердце, его беспокоил плохой сон и ночные страхи. Мальчик жаловался, что не хочет посещать спортивную группу в плавательном бассейне (которую он посещает пять раз в неделю), хотя его родители настаивают на продолжении его занятий, и что он предпочел бы ходить в художественную школу, так как любит рисовать. Состоялись несколько встреч арт-терапевта с матерью Валерия, в ходе которых арт-терапевт провела беседу относительно состояния мальчика и его потребностей и рекомендовала прислушаться к интересам ребенка. При последующей встрече мама Валерия сообщила, что частично учла рекомендации арт-терапевта: записала мальчика в художественную школу и ограничила до трех раз в неделю посещение спортивной группы.

На заключительном индивидуальном занятии, предшествовавшим началу групповой работы, арт-терапевт предложила мальчику выполнить тест Р. Сильвер «Нарисуй историю» (выбрать из набора стимульных картинок две, придумать, что может происходить между изображенными на них персонажами, и сочинить историю). Валерий создал серию рисунков. Он нарисовал парашютиста, который выпрыгнул из самолета, но его парашют не раскрылся. Парашютист был в смятении. Неожиданно рядом оказалась девушка-парашютистка, которая его подхватила, и они вместе благополучно приземлились (Рис. 1).

Рис. 1 Рисунок Валерия, созданный на основе теста «Нарисуй историю»

Валерий был предупрежден о том, что последующие занятия будут проходить в группе, что вызвало у него некоторое сожаление. Арт-терапевт его успокоила, сказав, что групповая работа будет для него также полезна.

Индивидуальные занятия с Денисом

На первом занятии Денису было предложено создать рисунок на свободную тему. Он создал серию из двух рисунков: на первом из них был изображен гонщик в автомобиле во время соревнований; на втором рисунке было изображение гонщика с кубком в руке на первом месте пьедестала (Рис. 2).

Рис. 2 Рисунок Дениса на свободную тему

В беседе выяснилось, что Денис хотел бы оказаться на месте изображенного им гонщика. Он признался, что хочет во всем быть первым. В последующем выяснилось, что Денис стремится быть лидером в классе среди мальчиков, особенно в борьбе: он поборол двух мальчиков, которых в классе считают самими сильными, но остался еще один мальчик, которого он пока не может побороть, и это его огорчает.

На следующем занятии Денис играл в песочнице и также разыгрывал сцены, связанные с состязаниями в борьбе. Его персонажи были разделены на победителей и побежденных, и успешные персонажи-динозавры, одержавшие победу в борьбе с другими персонажами, забирались на вершину вулкана. На третьем занятии Денисом был создано два рисунка на свободную тему. На первом он нарисовал штурм здания группой спецназа и обезвреживание ими террористов. На рисунке присутствовало большое количество военной техники (боевые машины, вертолеты). На втором рисунке присутствовало изображение скалолазов, покоряющих вершину горы и взбирающихся по отвесной скале. Рядом же был изображен мотоциклист-гонщик. Когда арт-терапевта спросила, кем на рисунке Денис себя представляет – скалолазом или мотоциклистом – он сказал, что мотоциклистом.

Арт-терапевт расценила доминирующие в рисунках и игре образы как отражение активности и высоких притязаний Дениса. В ходе обсуждения рисунков она демонстрировала признание его потребностей в достижениях и давала ему понять, что цели и пути их достижения могут быть разными, как адекватными, так и неадекватными возможностям человека.

В ходе третьего занятия Денис был приглашен для прохождения групповой арт-терапии.

Индивидуальные занятия с Наташей

До начала занятия в группе Наташа посетила всего три индивидуальных занятия. На первое занятие мама привела девочку и охарактеризовала ее психологические особенности. Так, она сказала, что Наташа замкнутая, молчаливая девочка, общению в кругу сверстников предпочитает игры и занятия в одиночестве, любит тратить деньги, когда у нее появляется какая-то сумма денег, она тратит сразу все, что имеет «на любую ерунду» (по словам матери).

На первом занятии Наташе было предложено воспользоваться рисунком или песочницей, и она предпочла поиграть в песочнице. Выбор персонажей демонстрировал ограниченность фантазии: композиция отражала бытовую сцену Девочка прокомментировала ее так: «мама пришла с работы, покормила всех ужином, потом все пошли смотреть телевизор». Для того, чтобы стимулировать фантазию девочки, арт-терапевт включилась в игру: она взяла игрушечный самолетик и показала, как он приземлился недалеко от дома семьи. Арт-терапевт спросила Наташу, не хотят ли ее персонажи узнать, кто это прилетел, и повзаимодействовать с прибывшими персонажами. Однако Наташа выглядела скованной и не проявила интереса к развитию игры.

На следующем занятии девочка рисовала на свободную тему. Она нарисовала лес и сказала, что никогда там не была, но мечтает побывать. Ее папа часто ходит осенью в лес за грибами, но никогда ее с собой не берет, как бы она ни просила. Также она рассказала про конфликтные отношения со своей старшей сестрой. Арт-терапевт про себя отметила, что девочке не хватает внимания и любви со стороны отца и старшей сестры, что может явиться причиной внутриличностного конфликта и повлечь за собой нарушение влечений (клептоманию).

На следующее занятие девочка пришла с мамой. Арт-терапевт провела беседу, направленную на улучшение психоэмоциональной обстановки в семье. Она дала рекомендации по налаживанию отношений с отцом и старшей сестрой. Затем Наташа создала рисунок на основе теста «Нарисуй историю», где она также изобразила бытовую ситуацию: папа девочки приходит с работы, она его встречает, расспрашивает (Рис. 3).

Рис. 3 Рисунок Наташи, созданный на основе теста «Нарисуй историю»

Она добавила, что потом они сядут вместе ужинать и пойдут смотреть телевизор. Арт-терапевт спросила, отражает ли рисунок девочки то, что происходит на самом деле, или ее мечты. Она ответила, что изображенная ситуация близка к реальной, подтвердив, что за последнее время произошло некоторое улучшение в ее отношениях с отцом. Арт-терапевт также отметила в общении с девочкой, что ей наверное сложно выражать свои чувства и мысли словами, а потому ей было бы полезно включиться в арт-терапевтическую группу.

В ходе последнего индивидуального занятия Наташа предпочла работать с пальчиковыми куклами. Она изобразила в своей игре историю «веселых каникул», где две подружки вместе посетили зоопарк и цирк, погостили друг у друга, но у них не было возможности сходить на дискотеку. Наташа призналась, что у нее действительно есть такая подруга, и что проигранная ею история может воплотиться во время ближайших каникул. Затем Наташа была проинформирована о предстоящей работе в группе.

Индивидуальные занятия с Димой

На момент обращения к арт-терапевту родственники были в отчаянии, не зная, как дальше справляться с неправильным поведением мальчика. Они были готовы сопровождать его на занятия дважды в неделю, для того, чтобы параллельно с индивидуальной, он мог бы проходить групповую арт-терапию.

Мальчик был согласен посещать арт-терапевта, но к работе к группе отнесся настороженно. Несмотря на это, групповую арт-терапию он сразу же стал посещать, хотя пропускал некоторые занятия. Ниже приводится описание индивидуальных занятий, которые, в отличие от других детей, Дима посещал параллельно с работой в группе.

На первом индивидуальном занятии он сначала заявил, что не умеет рисовать, но затем взял бумагу и фломастеры и попросил арт-терапевта не смотреть на него, пока он не закончит рисунок. Когда рисунок был закончен, он согласился его обсудить. Он сказал, что изобразил «монстра-анархиста» (Рис. 4); раньше видел похожий рисунок у одноклассника, и он ему очень понравился, поэтому на занятии Дима решил воспроизвести образ по памяти.

Рис. 4 Рисунок Димы с изображением «монстра-анархиста»

Арт-терапевт попыталась выяснить, какой смысл мальчик вкладывает в слово «монстр-анархист». На что Дима сказал, что «монстр-анархист» это, наверное, наркоман, и что он знает одного наркомана, который уже пять лет «сидит на игле» и, возможно, скоро умрет, если ему не поможет какой-нибудь хороший человек. «Деньги на наркотики этот наркоман добывает воровством, грабежом и, возможно, даже убивает людей» -- добавил Дима.

Арт-терапевт спросила, какие чувства мальчик испытывает к этому человеку, на что он ответил «неприязнь и отвращение». Арт-терапевт спросила, нет ли чего-то общего между автором рисунка и изображенным персонажем, на что Дима ответил отрицательно. Арт-терапевт про себя подумала, что рисунок и комментарий Димы могут отражать защитный механизм проекции. Арт-терапевт также задала Диме вопрос, мог бы Дима помочь наркоману, или нет. Дима ответил, что мог бы и хотел бы ему помочь.

На следующем индивидуальном занятии Дима вновь заявил. Что не умеет рисовать, и что если бы и согласился что-то нарисовать, то это опять был бы образ «монстра-анархиста». Он затем начал рисовать, сторонясь при этом наблюдения арт-терапевта. Вскоре он, однако, сложил из листа бумаги, на котором рисовал, самолетик и стал его запускать. Дальше занятие проходило в форме беседы, во время которой Дима жаловался арт-терапевту на строгость воспитательных мер дяди (который принимает участие в воспитании мальчика после смерти его отца): не отпускает мальчика гулять, пока тот не исправит двойку в четверти по русскому языку, не пускает к другу и т. д.. Арт-терапевт обещала побеседовать с дядей, который в это время дожидался мальчика в коридоре (такая беседа была затем проведена).

На том же занятии мальчик также начал рассказывать историю про педофила, который работал в его школе электриком, совращал мальчиков: «Хотел им что-то сделать и делал это, за что его посадили в тюрьму». Арт-терапевт отметила ограниченный запас знаний мальчика, примитивность интересов, нежелание учиться. После занятия, в ходе беседы с дядей мальчика выяснилось, что учителя и родственники Димы хотели бы решить вопрос об определении мальчика в специальную школу-интернат. Арт-терапевт разъяснила невозможность сделать это и необходимости продолжить обучение в массовой школе и. возможно, о применении особого педагогического подхода к мальчику.

На третьем занятии у Димы вновь не было желания рисовать. Он предпочел рассказывать разные истории на интересующие его темы. Слушая рассказы мальчика, арт-терапевт предположила, что тот фантазирует, но, осудив тему его рассказов с мамой мальчика после занятия, она поняла, что истории отражают реальные события. Так, в одной из историй Дима описывал, как он с другом нашел 500 рублей. Затем они 400 рублей проиграли в игровых автоматах, а сто рублей потратили. В другой истории – «Про маньяков, убийц и наркоманов» – Дима рассказал, как он целую неделю следил за одним наркоманом, и когда тот обнаружил слежку, то погнался за мальчиком и угрожал его убить. «Но потом наркомана посадили в тюрьму пожизненно» -- закончил этот рассказ Дима. На вопрос арт-терапевта, как мальчик помогает маме, тот ответил, что однажды он выиграл в игровых автоматах 2000 рублей и принес их домой и отдал маме.

На следующее занятие арт-терапевт пригласила маму вместе с мальчиком, для того, чтобы прояснить их отношения. Им было преложено поиграть вместе в песочнице. Дима выбрал фигурку петуха и две женские фигуры (у мамы мальчика есть сестра-близнец, принимающая участие в его воспитании). Мама выбрала две фигурки динозавров и провела четкую линию, отделяющую «территорию» Димы от своей «территории».

В процессе игры в песочнице два женских персонажа, которыми играл Дима, занимались домашним хозяйством – ходили в магазин, готовили еду – а также ходили на работу. Димин петушок то и дело запрыгивал на голову и плечи женщин, клевал их. Потом Дима, перепрыгнув своим персонажем через разграничительную линию, проник на территорию матери, и его петушок начал клевать динозавров. Динозаврики пытались при этом отстраниться от назойливого петушка, не вступая с ним во взаимодействие. Арт-терапевт предложила обсудить проигранную в песочнице ситуацию и спросила, увидели ли Дима и его мать в игре какое-то сходство с их реальными отношениями. На это мать, подумав, ответила, что сходство действительно имеется. В ходе последующей беседы арт-терапевт дала матери мальчика некоторые рекомендации: больше учитывать потребности мальчика (мальчик хотел заниматься в секции дзюдо, но родственники ему препятствовали, настаивая на том, чтобы он сначала исправил оценки в школе), общаться с ним и, в то же время, не давать ему «садиться на шею».

Далее Дима пропустил несколько индивидуальных и групповых занятий – как по болезни, так и по иным уважительным причинам. Он смог явиться лишь на заключительное индивидуальное занятие, которое было посвящено подведению промежуточных итогов (Диме было предложено после зимних каникул продолжить курс индивидуальной и групповой арт-терапии). В качестве некоторых промежуточных итогов в ходе беседы с мальчиком и его матерью было отмечено следующее: у мальчика повысилась успеваемость (он исправил двойки на тройки и заявил, что планирует в дальнейшем исправить тройки на четверки и пятерки); улучшились отношения мальчика с родными (они, в частности, разрешили Диме посещать спортивную секцию); Дима стал проявлять творческую активность (по своей инициативе подготовил к Новому Году стенгазету, и, как сказал дядя мальчика, «такого с ним раньше никогда не было»).

Первое групповое занятие (присутствовали Александра, Валерий, Денис и Наташа)

Первое занятие группы включало самопрезентацию участников в круге, прояснение правил и цели работы. Для того, чтобы снизить тревожность участников и включить их в изобразительную деятельность, арт-терапевт предложила участникам выбрать из набора мандал для раскрашивания понравившийся им вариант и его раскрасить. После этого она пригласила их создать свой собственный вариант рисунка в круге, по возможности абстрагируясь от продемонстрированных им вариантов. После того, как участники группы закончили рисовать, состоялось краткое обсуждение рисунков.

Александра нарисовала мандалу, в которой по кругу были изображены человечки, два мальчика и две девочки, изображенные головой к центру. Арт-терапевт обратила внимание на то, что в рисунке Александры четыре фигуры, что соответствует числу участников группы. Она спросила Александру, с чем у нее больше ассоциируется рисунок – с арт-терапевтической группой или с ее семьей – на что Александра ответила, что с группой (Рис. 5).

Рис. 5 Мандала Александры

Наташина мандала включала цветочный узор, а Денис нарисовал мандалу в виде знака ядерной опасности и при обсуждении сказал, что этот знак предупреждает о том, что Денис может быть опасен. Валера же попробовал нарисовать мандалу с узором, но у него не получилось, и к концу занятия упало настроение. Через некоторое время за ним приехали родители, чтобы отвести его на занятия в бассейн. Арт-терапевт предположила, что снижение настроения у Валеры может быть связано с тем, что ему, вопреки его желанию, опять предстоит идти в бассейн.

Во время обсуждения рисунков каждый участник что-то говорил о рисунках других детей. Показ рисунков и их представление авторами, а также состоявшаяся обратная связь помогли участникам группы что-то узнать друг о друге и способствовали их сближению. В качестве завершения занятия арт-терапевт затем предложила участникам кратко обозначить свое настроение и впечатления от работы и получила положительные отклики. Лишь Валера был расстроен тем, что его рисунок оказался не таким как он хотел.

Второе групповое занятие (присутствовали Александра, Наташа, Валера, Денис и Дима)

На этом занятии появился новый участник – Дима. Он был представлен группе арт-терапевтом. Группа с пониманием отнеслась к появлению нового участника, кроме Дениса, который сказал: «Я протестую». Благодаря аргументации арт-терапевта он смягчился, и в ходе занятия его протестная реакция больше не проявлялась.

Далее участникам было предложено что-то сказать про свое имя: нравится ли оно ему, кто ему дал это имя, как еще его можно произносить, кто из близких как его называет, какое из обращений, производных его имени, ему больше нравится.

После краткого рассказа о своем имени арт-терапевт предложила создать с использованием изобразительных средств различные варианты визуально-графического оформления своего имени.

….. В процессе представления и обсуждения созданных участниками рисунков выяснилось, что Александре имя дал папа, потому что мечтал в своей жизни встретить девушку с таким именем. Из различных вариантов ее имени она предпочитает полное имя (Александра) и имя Маруся, которым ее называла мама в детстве. Наташу так назвала старшая сестра, сначала ее хотели назвать Олей, в честь бабушки, но бабушка была против. Представленные Наташей варианты своего имени иногда носили насмешливый и обидный характер, например «Натаха-какаха». Из тех имен, которые ей нравятся, она назвала имя «Наташа» и «Натали». Она пояснила, что последнее имя использует в общении с ней учительница иностранного языка, и что ей приятно французское звучание ее имени.

Денис сказал, что так его назвал папа. Он написал целую цепочку производных своего имени (Дэн, Диня, Дэнис, Денисыч-Дэник-Доллар). Так его называют его друзья, и все приведенные им варианты произнесения его имени ему приятны – все они «крутые» и особенные. Валере имя придумали оба родителя, но сначала мама думала, что у нее будет девочка, которую она хотела назвать своим именем. Он также написал много вариантов своего имени, среди которых были и несколько вычурные (Валерун, Валерьяныч). Дима не знал, кто дал ему имя. Он написал всего два варианта своего имени (Дима-экстрим и Димас), а затем сделал из листа бумаги самолетик и стал его запускать.

Поскольку участники быстро справились с изображением своих имен и обсуждением рисунков, им было далее предложено создать свой герб. Было дано краткое объяснение символического значения герба, в том числе, как средства для обозначения принадлежности к определенной семейной традиции и выражения индивидуальности.

……На гербах девочек присутствовали элементы, характеризующие род занятий каждого из членов семьи (например, символом мамы-медсестры был шприц, папы-военного – фуражка). На гербах мальчиков присутствовали только символы, характеризующие их самих. Дима герб рисовать не стал, вместо герба он изобразил значок пацифиста. Денис и Валера в своем гербе использовали символы денег, а также любимых ими занятий. Центральным символом на гербе Дениса было изображение выстреливающей петарды.

В конце занятия участники сказали, что занятие им понравилось. Им было интересно друг с другом – что-то узнавать новое о себе и других. Предлагаемые темы оказались им близкими и способствующими самопониманию.

Поскольку до конца занятия еще оставалось полчаса, участники группы по своему желанию перешли к песочнице и начали играть вместе. Денис выбрал пупса и стал закапывать его в песок и строить гроб «из досок». Затем он рядом «похоронил» отца пупса. На вопрос арт-терапевта, что произошло с персонажами, он ответил, что они разбились на самолете. К Денису присоединился Валера и начал украшать могилы травой и венками (незадолго до этого Валера присутствовал на похоронах своей бабушки).

Вскоре в игру включилась Саша: принесла ангела-хранителя для умерших пупса и его отца. Валера предложил группе обсудить тему жизни и смерти. Он задал вопрос: «Кто из вас боится смерти, и кто верит в загробную жизнь?». Его вопрос, однако, остался без ответа, и участники продолжали играть, и тогда Валера сказал, что смерть – это продолжение жизни. Но опять никто из участников не присоединился к обсуждению этой темы. Расценив молчание участников группы, как признак переживаемой ими фрустрации, арт-терапевт решила включиться в разговор и сказала, что, конечно, ребенку умирать страшно, и люди по-разному относятся к тому, что его физическое существование не бесконечно. Она прокомментировала действия участников, связанные с игрой в песочнице, сказав, что проявление заботы об умершем (например, в виде украшения могилы), а также представление о духовном «помощнике» человека, ангеле-хранителе, может смягчить чувства тревоги и страха, связанные с образом смерти. Она также добавила, что участники группы проявили сплоченность и искренность в отношениях друг с другом, затронув такую серьезную тему.

Третье групповое занятие (присутствовали Александра, Наташа, Денис, Валера, Дима)

По определенным причинам, связанным с имеющимися у нее поведенческими нарушениями, Наташа оказалась в неустойчивом эмоциональном состоянии, и через 15 минут после начала занятия за ней пришли родственники, чтобы забрать Наташу и прояснить вместе с ней конфликтную ситуацию в школе. В начале занятия арт-терапевт предупредила участников о том, что им сегодня будет предложено несколько необычное упражнение, связанное с фантазированием. Во время прослушивания спокойной, гармоничной музыки и читаемого ведущей текста они будут представлять себя совершающими прогулку в парке и посещающими «волшебную поляну» и, «вернувшись», изобразить на рисунке то, что увидели (техника направленного воображения).

Наташа не смогла в достаточной мере расслабиться и отвлечься от тревожащих ее мыслей. Как она позже призналась, ей не удалось совершить воображаемое путешествие. Александра создала рисунок с прекрасным цветком на поляне, которым она любовалась (Рис. 6).

Рис. 6 Рисунок Александры с изображением прекрасного цветка

Валера увидел на поляне множество цветов, а вдалеке – лес и облака. На его рисунке были изображены цветы на поляне. Денис нарисовал сцену военных действий -- танки, самолеты, парашютистов, пехотинцев -- и сказал, что ему не понравилась звучавшая музыка, и он представлял себе музыку группы «Раммштайн». Его рисунок навеян именно этой музыкой, а не текстом, читаемым арт-терапевтом (Рис. 7).

Рис. 7 Рисунок Дениса, навеянный музыкой группы «Раммштайн»

Дима представил себе полянку, на которой была целая куча мобильных телефонов. Он их все забрал с собой для того, чтобы продать.

Фантазии и рисунки участников комментировались арт-терапевтом. Она стремилась показать, как образы отражают потребности и состояние участников. Ребята признались, что занятие им понравилось, и им было интересно фантазировать.

Четвертое групповое занятие (присутствовали Александра, Наташа, Дима; Денис и Валера отсутствовали из-за болезни)

Поскольку на этом занятии арт-терапевт планировала предложить участникам создать групповой рисунок, она предложила вначале провести разминку с использованием мяча. Мяч передавался по кругу, и каждый из участников предлагал свое движение с мячом, а остальные его повторяли. Такая разминка участникам понравилась. Девочки показывали танцевальные и гимнастические движения с мячом, а Дима показывал такие манипуляции с мячом, которые используются футболистами.

После разминки арт-терапевт предложила участникам на листе ватмана создать групповой рисунок на тему «Город мечты». Создавая рисунок, каждый участник должен был найти для себя место на листе ватмана и изобразить какую-то часть города. Дима по-видимому почувствовал себя в отсутствии других мальчиков одиноким и в работу не включился, не смотря на неоднократные приглашения арт-терапевта нарисовать то, что ему интересно и близко. Он наблюдал со стороны за тем, что делают девочки. Иногда он подходил к столу, за которым работали девочки, но попыток обсудить с ними рисунок не делал.

Александра и Наташа нарисовали «Город счастья у моря» с различными постройками (магазинами, детскими площадками, пристанью). Они рисовали простым карандашом, собираясь затем раскрасить нарисованное, но не успели это сделать, потому что занятие закончилось.

На вопрос арт-терапевта, что Дима чувствовал, наблюдая за работой девочек, он ответил, что ему было интересно, но присоединяться к ним не хотелось, потому что создаваемый ими город выглядел «слишком хорошим». Девочки же сказали, что были увлечены работой, и им было интересно рисовать вместе, но в отсутствии мальчиков они чувствовали незавершенность работы и испытывали некоторую покинутость и неуверенность. Арт-терапевт сказала, что использование ими простого карандаша может говорить об их неуверенности в себе и потребности в согласовании своих действий с другими участниками.

Пятое групповое занятие (присутствовали Александра, Наташа, Дима; Валера; Денис отсутствовал из-за болезни)

В начале занятия арт-терапевт спросила, не хотят ли участники продолжить работу над групповым рисунком, но они сказали, что предпочли бы заняться чем-либо другим. Валера согласился с девочками в том, что рисунок в его схематичном исполнении выглядит достаточно завершенным, и выразил свое удовлетворение тем, что город расположен на берегу моря. Участники группы сожалели, что группе на предыдущем занятии не удалось собраться в полном составе, и что сегодня нет Дениса. С предположением арт-терапевта о том, что при наличии всех участников групповой рисунок выглядел бы иначе, присутствующие согласились.

Обратив внимание на то, что в ходе предыдущих занятий участники пользовались только карандашами и фломастерами, арт-терапевт спросила, не хотят ли они попробовать поработать красками. В качестве примера разных приемов работы с краской она показали им альбом с картинами, созданными детьми-участниками арт-проекта из г. Вильнюса. Альбом произвел на всех сильное впечатление, и детям сразу же захотелось рисовать красками. В их распоряжении были гуашь, темпера и акварель. Дети отдали предпочтение темпере, в некоторых случаях сочетали ее с гуашью.

Дима и Валера создали абстрактные, очень красочные композиции; работы девочек включали фигуративные элементы – они обвели по контуру кисти своих рук и затем дополнили рисунки другими деталями. При обсуждении рисунков выяснилось, что в своем абстрактном изображении Валера увидел извергающийся вулкан, а Дима – праздничный салют. На Наташином рисунке две руки обрамляли сердце, словно оберегая его (Рис. 8).

Рис. 8 Рисунок Наташи с изображением рук, обрамляющих сердце

Александра пояснила, что она сначала старалась нарисовать «руку красавицы» с маникюром и ювелирными украшениями, но потом ей захотелось дополнить рисунок мазками, брызгами и отпечатками, в результате чего первоначально созданный эффект был утрачен, что ее несколько расстроило.

Подводя итоги занятия, ребята признались, что получили удовольствие от работы с красками. Арт-терапевт отметила, что работы этого занятия оказались более экспрессивными, чем раньше. Участникам удалось расширить спектр художественных приемов и проявить творческое начало. Созданные образы подчеркивали присущие участникам интересы и потребности. Арт-терапевт также указала на сходство и различие в образах (например, образы на рисунках мальчиков передавали момент выхода активной энергии, а в рисунках девочек присутствовали образы, ассоциирующиеся с красотой, обладанием некой ценностью, заботой).

Шестое групповое занятие (присутствовали Александра, Наташа, Дима; Денис и Валера отсутствовали из-за болезни)

С учетом групповой динамики, большей открытости участников в выражении своих чувств и проявившейся на предыдущем занятии их готовности к использованию более экспрессивных средств (в частности, краски), в начале шестого занятия арт-терапевт предложила присутствующим более широкий набор средств творческого самовыражения, включая работу с гримом и элементы драматически-ролевой и музыкальной экспрессии.

Арт-терапевт сказала, что иногда маска и костюм не столько скрывают, сколько раскрывают наиболее характерные особенности персонажа. Поэтому участники могли бы создать с помощью грима и музыкальных инструментов образ какого-либо персонажа, который раскрывал бы их внутренний мир. Они могли раскрашивать свое лицо либо самостоятельно, перед зеркалом, либо прибегая к помощи других. Затем они могли исполнить какое-то театрализованное действие в форме пантомимы – также индивидуально или в группе. Музыкальная импровизация могла сопровождать их выступление.

Первой свой образ представляла Наташа. На своем лице она изобразила маску клоуна. Во время своего выступления она прыгала, изображая клоуна, Потом она взяла бутылочку для выдувания мыльных пузырей, которая оказалась пустой. Наташа открыла ее, подула, словно пытаясь надуть мыльный пузырь. Изобразив затем сожаление по поводу отсутствия мыльного раствора, она закончила свое выступление.

После Наташи выступал Дима. В процессе наложения им грима арт-терапевт

Заметила, что он первоначально рисовал на своем лице усы и бороду красной краской, но затем их стер. Потом он вылепил из зеленого пластилина похожего на гнома человечка и смял его. Для драматизации он взял гонг и губную гармошку. Во время выступления он изображал идущего человека и то бил в гонг, то играл на губной гармошке. Он объяснил, что представил образ бродячего музыканта.

Александра сказала, что создала образ королевы цветов, но ей трудно его показать в сценическом действии. На своей левой щеке она с помощью красной краски изобразила сердце, на правой щеке – цветок, а на лбу – золотую корону. Поскольку Александре было трудно встать со стула и выйти на «сцену», арт-терапевт предложила ей, оставаясь сидеть на стуле, как на троне, продиктовать королевский указ. Александра озвучила королевский указ о начале конкурса на самый красивый цветок.

Затем состоялось обсуждение образов. Арт-терапевт попросила участников группы поделиться своими впечатлениями от выступлений. Комментируя свое выступление, Наташа сказала, что по натуре она человек веселый, но в жизни у нее не всегда получается так, как она хочет. Дима сказал, что ему понравилось выступление Наташи, но он не уточнил, почему. Арт-терапевт отметила, что образ клоуна чем-то схож с показанным им образом бродячего музыканта.

При расспросе Димы выяснилось, что бродячий музыкант – это «богатый человек», который путешествует по разным странам и дает представления «нищим, бедным и всем остальным с целью повеселить людей, и потому что ему самому это занятие нравится. При этом арт-терапевт отметила, что материальная состоятельность бродячего музыканта, возможно, делает его более независимым и уверенным в себе. Когда Дима комментировал образ бродячего музыканта, девочкам было смешно, но после его фразы о том, что этот музыкант богат, и что он выступает не только перед нищими, они смеяться перестали. Арт-терапевт предположила, что его дополнительные комментарии к образу являются его защитной реакцией на смех девочек.

Седьмое групповое занятие (присутствовали Александра, Наташа, Дима, Денис и Валера)

Это занятие было итоговым и состоялось перед уходом детей на зимние каникулы. Дети знали, что после каникул они могут возобновить работу в группе. В начале этого занятия участникам было предложено поделиться своими впечатлениями от процесса работы, вспомнить, что они делали, и что оказалось для них наиболее интересным и важным. Арт-терапевт также просила их отметить, какие изменения в их жизни произошли за период работы в группе, и насколько они связаны с групповыми занятиями.

Дима сказал, что за период работы в группе он исправил двойки на тройки и планирует исправить тройки на четверки и пятерки. У него появился интерес к рисованию: иногда дома он стал рисовать и даже подготовил для школы новогоднюю стенгазету. Он также признался, что посещение школы стало для него более интересным, а отношения с учителями улучшились. Наиболее сильное впечатление на него произвели занятия, связанные с работой с красками и инсценировкой. На вопрос арт-терапевта, как Дима чувствовал себя в группе в разные моменты работы, он признался, что поначалу ему было скучновато, но затем он нашел свое место в группе, и стал посещать занятия с большим интересом. Арт-терапевт отметила проснувшийся у Димы интерес к творчеству и расширение круга создаваемых им образов и тенденцию к включению в групповую деятельность.

Александре как обычно было трудно выражать свои чувства и мысли словами. Благодаря стимуляции со стороны арт-терапевта она призналась, что все занятия были для нее очень интересны, и что она всякий раз возвращалась с занятий в хорошем настроении. На вопрос о том, комфортно ли ей было в группе, Александра дала положительный ответ. Она также призналась, что думает о том, чтобы с надомных занятий перейти к посещению занятий в классе, но все еще сомневается по этому поводу. Арт-терапевт обратила внимание на то, что в процессе занятий Александра смогла установить отношения с другими участниками, особенно с Наташей, и благодаря этому стала чувствовать себя более уверенно. Кроме того, арт-терапевт прокомментировала некоторые особенности тематики и художественного стиля Александры, в частности, отметила, что в ее работах отражается стремление к красоте и гармонии. В этом отношении были наиболее показательны образы «прекрасного цветка» на поляне (занятие с использованием направленного воображения), изображение руки со множеством украшений (рисование красками), образ «королевы цветов» (на предпоследнем занятии). Арт-терапевт также обратила внимание Александры на то, что в ходе групповых занятий Александра проявляла активность и смелость, представляя и комментируя свои работы в круге. Арт-терапевт высказала предположение, что это поможет Александре быть более открытой и смелой в кругу сверстников.

Наташа подтвердила, что в данной группе она нашла подругу – Александру. С мальчиками у нее тоже сложились хорошие отношения. Комментируя свои впечатления от занятий, она сказала, что все занятия были для нее интересны. Она подчеркнула, что любит рисовать, и все созданные ею рисунки (рисунок мандалы, работа с именем, рисунок города, работа с красками) ей по своему дороги. Арт-терапевт отметила, что в работах Наташи проявляется ее стремление к налаживанию устойчивых, гармоничных отношений, но ее отношение к самой себе, проявляющееся в создаваемых ею образах, отличается противоречивостью. Арт-терапевт также обратила внимание на то, что Наташа быстро включилась в групповой процесс, проявляла активность и помогла Саше почувствовать себя более уверенной.

Денис высказал сожаление по поводу того, что из-за болезни пропустил несколько занятий, что ему было интересно в группе. Он почувствовал, что порой своими действиями и высказываниями привлекает к себе внимание всей группы, что ему приятно. С помощью со стороны арт-терапевта Денис также признал, что полученное им внимание и признание в группе отчасти сняло напряжение в его отношениях одноклассниками. Арт-терапевт обратила внимание на то, что созданные Денисом образы характеризовались активностью и динамикой, нередко были связаны с борьбой, соперничеством и драматическим напряжением. Они были яркими, вызывали сильные чувства и даже направляли активность всей группы, примером чему может быть занятие, на котором Денис «похоронив» пупса, вызвал отклик со стороны других участников.

Валера сказал, что, несмотря на отсутствие на нескольких занятиях, получил много приятных впечатлений. Ему было интересно общаться и взаимодействовать с участниками группы, в частности, в песочнице. На него произвела сильное впечатление работа со своим именем, а также работа с краской. Валера признался, что в последнее время родители стали его лучше понимать и прислушиваться к его мнению. Арт-терапевт подчеркнула, что имевшийся у Валерия интерес к рисованию теперь имеет возможность развиваться, так как родители разрешили ему посещать художественную школу.

Заключительные комментарии арт-терапевта

Приведенное описание индивидуальных и групповых арт-терапевтических занятий позволяет увидеть некоторые особенности поведения и изобразительной деятельности детей с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами на разных этапах коррекционной программы, а также проследить ее терапевтические эффекты. Несмотря на небольшую продолжительность представленного периода работы, можно отметить ее некоторые положительные результаты. При описании седьмого группового занятия некоторые из этих результатов уже были обозначены как самими участниками группы, так и арт-терапевтом. Дима и Валера смогли проявить свой творческий потенциал, проявили возросший интерес к изобразительной деятельности и реализовали его как в ходе занятий, так и за их пределами. Диме удалось повысить успеваемость, а Денису -- в лучшую сторону изменить свои отношения с одноклассниками и учителями. Вследствие индивидуальных и групповых занятий, а также проведенным арт-терапевтом консультациям с родителями Валеры его отношения с ними начали изменяться в направлении большего доверия и учета его интересов. Наташа стала более активной, открытой к контактам, а Александра смогла в какой-то степени преодолеть свойственную ей неуверенность и пассивность. В ходе групповых занятий она переживала эмоциональный подъем и, опираясь на поддержку Наташи, стала проявлять себя в группе более смело.

В отдельных случаях можно также констатировать некоторое ослабление симптомов эмоциональных и поведенческих расстройств: так, за два с половиной месяца работы с арт-терапевтом у Наташи лишь один раз имел место инцидент, связанный с ее болезненной склонностью к кражам, в то время, как до обращения к арт-терапевту кражи совершались ею значительно чаще. Александра стала реже жаловаться на приступы тревоги и головокружения. У Димы прекратились побеги из дома, а у Дениса ослабли мигательные тики. Валера же стал реже испытывать приступы необоснованной тревоги за здоровье и неприятные ощущения в сердце.

Некоторые положительные эффекты арт-терапии можно связать главным образом с занятиями в группе, установлением и развитием отношений между ее участниками. В то же время, нельзя не отметить некоторые особенности групповой динамики, характерные для описанной возрастной группы. Так, например, проявление детьми инициативы в ходе занятий было весьма робким, за исключением Дениса, мальчика с лидерскими тенденциями. В ходе обсуждений рисунков, давая обратную связь друг другу, участники группы ограничивались как правило краткими высказываниями и нуждались в стимуляции со стороны арт-терапевта. Была отмечена тенденция к образованию альянсов между однополыми участниками.

Нельзя не отметить, что благодаря сочетанию индивидуальной и групповой работы участники арт-терапевтической программы смогли скорее преодолеть связанную с началом групповых занятий тревогу и проявить большую уверенность и открытость к межличностному взаимодействию. Кроме того, в случае с Димой продолжение индивидуальных занятий на фоне начавшейся групповой работы ускорило достижение терапевтических эффектов и сделало их более ощутимыми.

Проведение консультаций с родителями в период работы с группой было важным фактором достижения положительных результатов арт-терапии.

Общая продолжительность описанного курса работы была, однако, слишком короткой для развития групповой динамики и достижения более устойчивых и глубоких терапевтических эффектов. Группа фактически лишь подошла к рабочей стадии, на которой можно было бы ожидать наиболее динамичных изменений в состоянии и отношениях участников. Как было указано, работу в группе после зимних каникул планировалось продолжить, а сами участники группы и их родители высказывали заинтересованность в этом.

Литература:

Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб: Речь, 2003.

Waller D. Group Inretactive Art Therapy. London: Routledge, 1993.

Сведения об авторе: Свистовская Елена Евгеньевна – детский психиатр, сертифицированный психотерапевт, с 2002 г. по 2004 г. прошла обучение по арт-терапии на базе Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования; работает детским психиатром и психотерапевтом в детской поликлинике; имеет опыт применения методов арт-терапии в образовательных и медицинских учреждениях.


5650268186715584.html
5650338931523122.html
    PR.RU™