Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко

Цель: позволяет выявить уровни эмпатических способностей.

Инструкция:Отве­тьте на вопрос «Да» или «Нет». Свои ответы запишите в бланке для ответов (да «+», нет «-»).

Экспериментальный материал:представляет собой опросник, состоящий из 36 вопросов.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклоннос­ти, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозно­сти, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потре­буется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родствен­ную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция – более надежное средство понима­ния окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру дру­гой личности – бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне лю­дей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то долж­но случиться с близким мне человеком, и ожидания оп­равдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стара­юсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, не­внимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я, тем не менее, нахожу пра­вильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым челове­ком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».



28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, ко­торые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно бесе­довать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура - поэтическая, художествен­ная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так силь­но огорчать людей.

Результаты: Бланк Для ОТВЕТОВ

№ п/п + / - № п/п + / - № п/п + / - № п/п + / - № п/п + / - № п/п + / - № п/п + / - № п/п + / - № п/п + / -

Обработка результатов:Подсчитывается число правильных ответов (соответствующих «ключу») по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка:

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, +19, +25, -31;

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32;

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35;

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ результатов и выводы: Анализируются показате­ли отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный капал эмпатиихарактеризует направ­ленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состо­яние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуи­тивного отражения партнера. В рациональном компонен­те эмпатии не следует искать логику или мотивацию ин­тереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способ­ность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоцио­нальная отзывчивость в данном случае становится сред­ством «вхождения» в энергетическое поле партнера. По­нять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том слу­чае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль свя­зующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии.Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведе­ние партнеров, действовать в условиях дефицита исход­ной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобща­ются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эм­патии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, ве­роятно, снижается, если человек старается избегать лич­ных контактов, считает неуместным проявлять любопыт­ство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умо­настроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, раз­личные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способностьв эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, заду­шевности. Каждый из нас своим поведением и отношени­ем к партнерам способствует информационно-энергетичес­кому обмену или препятствует ему. Расслабление партне­ра содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, не­естественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация – еще одно непременное условие ус­пешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По нашим предварительным! данным, можно считать: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний; 21-15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Тест «Изучение потребности в достижении»

Цель: тест направлен на выявление степени выраженности потребности в достижении успеха в любой деятельности, заряженности человека на успех.

Инструкция:Вам предлагается ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите в бланке для ответов «Да», если не согласны, напишите «Нет».

Экспериментальный материал:представляет собой текст опросника, состоящий из 23 положений.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не его законченный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотно­шений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролируют меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.

Результаты: Бланк Для ОТВЕТОВ

№ п/п - ответ № п/п - ответ № п/п - ответ № п/п - ответ № п/п - ответ № п/п - ответ

Обработка результатов и выводы:За каждый ответ, совпадающий с ключом ставится 1 балл:

- за ответы «Да» на вопросы 2, 6-8, 14, 16, 18, 19, 21-23;

- за ответы «Нет» на вопросы 1, 3-5, 9-13, 15, 17, 20.

Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов при ответах «Да» и «Нет». Таким образом, оценочная шкала – от 0 до 23 баллов. Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выра­жена потребность в достижениях.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Группа:_______ пол: мужск./женск. возраст: _______

Методика «Изучение мотивов учЕбной деятельности студентов

Инструкция 1. Внимательно прочитайте приведенные в списке моти­вы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для вас, и отметьте их крестиком в соответствующей строке.

Список мотивов

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать изучение предметов учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером для сокурсников.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Номер мотива по списку

Инструкция 2. Оцените по 7-балльной шкале приведенные в списке (по варианту 1) мотивы учебной деятельности по их значимости для вас. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов – максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного.

Номер мотива по списку

Анкета студенту

1. Ваше семейное положение_________________________________________________________________

2. Есть ли у Вас ребенок, за которым ухаживаете Вы (Ваши родственники), или нет? (да, нет)

3. Получаете ли Вы стипендию? (да, нет)

4. Работаете ли Вы? (постоянно, иногда, нет)

5. Живете ли Вы в общежитии, на съемной квартире, у родителей?

6. Число жителей в Вашей комнате:______

7. Время на дорогу в университет меньше получаса, 0,5-1 ч, больше часа.

8. Отличается ли, по Вашему мнению, учеба в школе от учебы в университете? (да, частично, нет)

9. Дают ли Вам преподаватели советы как рационально учиться? (часто, иногда, нет) Если дают, то какие советы?

а) как лучше планировать время (часто, иногда, нет)

б) как эффективно конспектировать лекции (часто, иногда, нет)

в) как пользоваться библиотекой (часто, иногда, нет)

г) как работать с книгой (часто, иногда, нет)

д) как рационально читать (часто, иногда, нет)

е) как составлять конспекты (часто, иногда, нет)

ж) как выделять главное из прочитанного (часто, иног­да, нет)

з) как рационально запоминать материал (часто, иног­да, нет)

и) как составить тезисы (часто, иногда, нет)

к) как писать реферат (часто, иногда, нет)

л) как писать курсовую работу (часто, иногда, нет)

м) как готовиться к экзамену (часто, иногда, нет)

н) ______________________________________________________________________________________

10. По каким из этих пунктов (а-м (н)) Вы хотели бы получить советы или упражнения?

Укажите номер: советы: _________________ упражнения: __________________

11. Когда? (в начале учебы, в начале изучения отдель­ных предметов, иногда в течение занятий)

12. Всегда ли Вы посещаете лекции? (да, почти всегда, редко)

13. Если нет, почему? Из-за…

а) домашних дел (да, частично, нет)

б) плохого качества лекции (да, частично, нет)

в) временной нагрузки другими учебными задачами (да, частично, нет)

г) лени, нежелания (да, частично, нет)

д) ______________________________________________________________________________________

14. Прорабатываете ли Вы лекции …

а) в тот же день (да, частично, нет)

б) при подготовке к семинару, практике (да, частично, нет)

в) ______________________________________________________________________________________

14. Какие виды работы Вы используете при подготов­ке к семинарам?

а) конспектирование обязательной литературы (да, иногда, нет)

б) письменная разработка ответов на поставленные вопросы (да, иногда, нет)

в) фиксирование непонятных вопросов (да, иногда, нет)

г) разбор вопросов с другими студентами (да, иногда, нет)

д) ______________________________________________________________________________________

15. Какими источниками знаний Вы предпочитаете пользоваться?

а) лекциями (да, иногда, нет)

б) рекомендуемыми учебниками (да, иногда, нет)

в) конспектами и разработками других студентов (да, иногда, нет)

г) дополнительной литературой в библиотеке (да, иногда, нет)

д) ______________________________________________________________________________________

16. Считаете ли Вы непременно необходимым самостоятельные занятия, дополнительные к обязательным учебным задачам? (да, частично, нет). Как часто Вы занимаетесь такой внеаудиторной учебной работой

а) параллельно к лекционному курсу? (часто, иногда, нет)

б) на каникулах? (часто, иногда, нет)

в) в выходные дни? (часто, иногда, нет)

г) ______________________________________________________________________________________

17. Средняя в неделю затрата времени на эту работу: меньше 5 ч, 5-10 ч, 10-15 ч, 15-20 ч, 20-25 ч, 25-30 ч, больше.

18. Что стимулирует Вас к самостоятельным занятиям?

а) лекции (да, иногда, нет)

б) семинары (да, иногда, нет)

в) практика, лабораторные занятия (да, иногда, нет)

г) педагогическая практика в школе (да, иногда, нет)

д) другие студенты (да, иногда, нет)

е) рефераты, индивидуальные занятия (да, иногда, нет)

ж) ______________________________________________________________________________________

19. Что именно вызывает у Вас нежелание самостоя­тельно работать по отдельным предметам?

а) самостоятельная работа по этим предметам не нужна (да, частично, нет)

б) отсутствие интереса к этому предмету (да, частично, нет)

в) нет связи данного предмета с Вашей дальнейшей работой (да, частично, нет)

г) ______________________________________________________________________________________

20. Если у Вас есть интерес к самостоятельной работе, что ме­шает Вам ею заниматься еще лучше?

а) семейные обстоятельства (да, частично, нет)

б) жилищные условия (да, частично, нет)

в) любимое дело (да, частично, нет)

г) перегрузка в отдельных предметах (да, частично, нет)

д) инерция, лень (да, частично, нет)

е) ______________________________________________________________________________________

21. Какими способами, по Вашему мнению, улучшить Вашу самостоятельную работу?

а) лучшее планирование своего времени (да, частично, нет)

б) изменение содержания лекций и других учебных за­нятий (да, частично, нет)

в) повышение самоконтроля за уровнем знаний и уме­ний (да, частично, нет)

г) усиление контроля за самостоятельной работой со стороны преподавателей (да, частично, нет)

д) ______________________________________________________________________________________

22. По каким предметам задания для самостоятельной работы для Вас

а) слишком большие _____________________________________________________________________

б) слишком маленькие ____________________________________________________________________

23. Как Вы учитесь? (удовлетворительно, хорошо, отлично)

24. Вам нравится Ваша будущая профессия? (очень, безразлично, нет)

25. Какие газеты (журналы) Вы регулярно читае­те? ____________________________________________

________________________________________________________________________________________


5650133170515728.html
5650241280125826.html
    PR.RU™